Ошибка
  • JFTP::login: Unable to login
  • JFTP::write: Unable to use passive mode

Закон Украины "О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)" № 899-IV от 05.06.2003

З А К О Н У К Р А И Н Ы
О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)

 (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 38, ст.314) (С изменениями, внесенными согласно закону N 1559-VI от 17.11.2009, ВВР, 2010, N 1, ст.2)

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы выделения собственникам земельных долей (паев) земельных участков в натуре (на местности) из земель, принадлежавших коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам на праве коллективной собственности, а также порядок обмена этими земельными участками.

Статья 1. Лица, имеющие право на земельную долю (пай)
Право на земельную долю (пай) имеют:
бывшие члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, получили сертификаты на право на земельную долю (пай) в установленном законодательством порядке;
граждане - наследники права на земельную долю (пай), удостоверенного сертификатом;
граждане и юридические лица Украина, в соответствии с законодательством Украины приобрели право на земельную долю (пай);
граждане Украины, эвакуированные из зоны отчуждения, отселены из зоны безусловного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, а также граждане Украины, самостоятельно переселились с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или других сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, проживающих в сельской местности.
Гражданам, указанным в абзаце пятом части первой настоящей статьи, земельные участки в натуре (на местности) выделяются из земель запаса или резервного фонда в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. В случае отсутствия на территории соответствующего совета необходимых площадей земель запаса или резервного фонда земельный участок с их согласия может быть выделена в натуре (на местности) меньшего размера или за счет земель запаса или резервного фонда, расположенных на территории другого совета в пределах области.
Право лица на земельную долю (пай) может быть установлен в судебном порядке.
Статья 2. Документы, удостоверяющие право на земельную долю (Пай)
Основным документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай), является сертификат на право на земельную долю (пай), выданный районной (городской) государственной администрацией.
Документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), также являются:
свидетельство о праве на наследство;
удостоверенные в установленном законом порядке договоры купли-продажи, дарения, мены, к которым прилагается сертификат на право на земельную пай;
решение суда о признании права на земельную долю (пай).
Документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай) граждан Украины, указанных в абзаце пятом части первой статьи 1 настоящего Закона, является трудовая книжка члена коллективного или другого сельскохозяйственного предприятия или нотариально заверенная выписка из него.
Статья 3. Основания для выделения земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)
Основаниями для выделения земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) является решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации.
Лица, собственники сертификатов на право на земельную долю (пай), которые изъявили желание получить принадлежащую им земельную долю (пай) в натуре (на местности), подают в соответствующий сельский, поселковый, городского совета или районной государственной администрации заявление о выделении им земельной доли (пая) в натуре (на местности).
Земельная доля (пай) выделяется ее владельцу в натуре (на местности), как правило, одной земельным участком. По желанию собственника земельной доли (пая) ему могут быть выделены в натуре (на местности) два земельных участка с различным составом сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, сенокосы или пастбища).
В случае подачи заявлений о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) большинством собственников земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районная государственная администрация принимает решение о разработке проекта землеустройства по организации территории земельных долей (паев).
Статья 4. Особенности выделения в натуре (на местности) земельных участков единым массивом в общую собственность собственникам земельных долей (паев)
Лицам, имеющим право на выделение им в натуре (на местности) двух или больше земельных паев из земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, земельные участки по их желанию выделяются единым массивом.
Гражданам (супругам) и другим лицам, подавшим в соответствующий сельский, поселкового, городского совета или районной государственной администрации совместное заявление или ходатайство, подписаны каждым из них, о выделении в натуре (на местности) принадлежащих им земельных долей (паев) единым массивом, выделяется один земельный участок в общую собственность.
Статья 5. Полномочия сельских, поселковых, городских советов и районных государственных администраций о выделении в натуре (на местности) земельных участков владельцам земельных паев
Сельские, поселковые, городские советы и районные государственные администрации в пределах их полномочий по выделению земельных долей (паев) в натуре (на местности):
рассматривают заявления собственников земельных паев о выделении им в натуре (на местности) земельных участков и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок;
принимают решение относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (На местности);
уточняют списки лиц, имеющих право на земельную долю (пай);
уточняют местоположение, границы и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между собственниками земельных долей (паев);
заключают с землеустроительными организациями договоры на выполнение работ по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности) и изготовление технической документации, необходимая для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, если такие работы выполняются за счет местного бюджета;
содействие в заключении договоров на выполнение землеустроительными организациями работ по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности) и изготовление технической документации, необходимой для составления документов, удостоверяющих право на земельный участок, если такие работы выполняются за счет лиц, имеющих право на земельную долю (пай), или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, арендующих земельные доли (паи), проектов технической помощи и т.д.;
предоставляют землеустроительным организациям уточненные списки лиц, имеющих право на земельную долю (пай);
рассматривают и согласовывают проекты землеустройства по организации территории земельных долей (Паев);
организуют проведение распределения земельных участков между лицами, имеющими право на выделение им земельных долей (паев) в натуре (на местности), в порядке, определенном настоящим Законом;
оформляют материалы обмена земельными долями (паями), проведенного по желанию их владельцев к моменту выдачи государственных актов на право собственности на земельный участок;
принимают решение о выдаче документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, собственникам земельных долей (паев).
Сельские, поселковые, городские советы принимают решения о выделении в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев) в границах населенных пунктов, а районные государственные администрации - за пределами населенных пунктов.
Статья 6. Предоставление землеустроительным организациям документов и материалов, необходимых для выполнения работ по землеустройству по выделение земельных долей (паев) в натуре (на местности)
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные и другие землеустроительные организации обязаны бесплатно предоставлять в установленном законодательством порядке землеустроительным организациям, которые заключили договоры на выполнение работ по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности), имеющиеся у них геодезические и картографические материалы и документы, необходимые для выполнения этих работ.
Статья 7. Разработка и утверждение проекта землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев)
Проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев) разрабатывается государственными и другими землеустроительными организациями, получившими в установленном законом порядке лицензии на проведение землеустроительных работ, согласуется соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и утверждается на собрании большинством собственников земельных долей (паев) в границах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, и оформляется соответствующим протоколом.
В проекте землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев) определяются местоположение земельных участков, их границы и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между собственниками земельных долей (паев), их целевое назначение, действия ограничений (обременений) в использовании земельных участков, в том числе земельных сервитутов.
В При необходимости в проектах землеустройства по организации территории земельных долей (паев) осуществляется перерасчет размера в условных кадастровых гектарах и стоимости земельной доли (пая).
С площади земельных участков, подлежащих распределению, исключаются:
деградированные, малопродуктивные, а также техногенно загрязненные сельскохозяйственные угодья, подлежащие консервации;
заболоченные земли;
земли, на которых размещены разведанные месторождения полезных ископаемых общегосударственного значения, запасы которых утверждены в установленном законодательством порядке;
Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы выделения собственникам земельных долей (паев) земельных участков в натуре (на местности) из земель, принадлежавших коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам на праве коллективной собственности, а также порядок обмена этими земельными участками.
Статья 1. Лица, имеющие право на земельную долю (пай)
Право на земельную долю (пай) имеют:
бывшие члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, получивших сертификаты на право на земельную долю (пай) в установленном законодательством порядке;
граждане - наследники права на земельную долю (пай), удостоверенного сертификатом;
граждане и юридические лица Украины, которые соответственно законодательству Украины приобрели право на земельную долю (пай);
граждане Украины, эвакуированные из зоны отчуждения, отселены из зоны безусловного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, а также граждане Украины, самостоятельно переселились с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или других сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, проживающих в сельской местности.
Гражданам, указанным в абзаце пятом части первой настоящей статьи, земельные участки в натуре (на местности) выделяются из земель запаса или резервного фонда в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. В случае отсутствия на территории соответствующего совета необходимых площадей земель запаса или резервного фонда земельный участок с их согласия может быть выделена в натуре (на местности) меньшего размера или за счет земель запаса или резервного фонда, расположенных на территории другого совета в пределах области.
Право лица на земельную долю (пай) может быть установлен в судебном порядке.
Статья 2. Документы, удостоверяющие право на земельную долю (пай)
Основным документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай), является сертификат на право на земельную долю (пай), выданный районной (городской) государственной администрацией.
Документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), также являются:
свидетельство о праве на наследство;
удостоверенные в установленном законом порядке договоры купли-продажи, дарения, мены, к которым прилагается сертификат на право на земельную долю (пай);
решение суда о признании права на земельную долю (пай).
Документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай) граждан Украины, указанных в абзаце пятом части первой статьи 1 настоящего Закона, является трудовая книжка члена коллективного или другого сельскохозяйственного предприятия или нотариально заверенная выписка из него.
Статья 3. Основания для выделения земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)
Основаниями для выделения земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) является решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации.
Лица, собственники сертификатов на право на земельную долю (пай), которые изъявили желание получить принадлежащую им земельную долю (пай) в натуре (на местности), подают в соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию заявление о выделении им земельной доли (пая) в натуре (на местности).
Земельная доля (пай) выделяется ее владельцу в натуре (на местности), как правило, одним земельным участком. По желанию собственника земельной доли (пая) ему могут быть выделены в натуре (на местности) два земельных участка с различным составом сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, сенокосы или пастбища).
В случае подачи заявлений о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) большинством собственников земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районная государственная администрация принимает решение о разработке проекта землеустройства по организации территории земельных долей (Паев).
Статья 4. Особенности выделения в натуре (на местности) земельных участков единым массивом в общую собственность собственникам земельных долей (паев)
Лицам, имеющим право на выделение им в натуре (на местности) двух или больше земельных паев из земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, земельные участки по их желанию выделяются единым массивом.
Гражданам (Супругам) и другим лицам, которые подали в соответствующей сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации совместное заявление или ходатайство, подписаны каждым из них, о выделении в натуре (на местности) принадлежащих им земельных долей (паев) единым массивом, выделяется один земельный участок в общую собственность.
Статья 5. Полномочия сельских, поселковых, городских советов и районных государственных администраций по выделению в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)
Сельские, поселковые, городские советы и районные государственные администрации в пределах их полномочий по выделению земельных долей (паев) в натуре (На местности):
рассматривают заявления собственников земельных долей (паев) о выделении им в натуре (на местности) земельных участков и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок;
принимают решение относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности);
уточняют списки лиц, имеющих право на земельную долю (пай);
уточняют местоположение, границы и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между собственниками земельных долей (паев);
заключают с землеустроительными организациями договоры на выполнение работ по землеустройству относительно выделения земельных долей (Паев) в натуре (на местности) и изготовление технической документации, необходимой для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, если такие работы выполняются за счет местного бюджета;
содействие в заключении договоров на выполнение землеустроительными организациями работ по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности) и изготовление технической документации, необходимая для составления документов, удостоверяющих право на земельный участок, если такие работы выполняются за счет лиц, имеющих право на земельную долю (пай), или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, арендующих земельные доли (паи), проектов технической помощи и т.п.;
предоставляют землеустроительным организациям уточненные списки лиц, имеющих право на земельную долю (пай);
рассматривают и согласовывают проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев);
организуют проведение распределения земельных участков между лицами, имеющими право на выделение им земельных долей (паев) в натуре (на местности), в порядке, определенном настоящим Законом;
оформляют материалы обмена земельными долями (паями), проведенного по желанию их владельцев к моменту выдачи государственных актов на право собственности на земельный участок;
принимают решение о выдаче документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, собственникам земельных долей (паев).
Сельские, поселковые, городские советы принимают решения о выделении в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев) в пределах населенных пунктов, а районные государственные администрации - за пределами населенных пунктов.
Статья 6. Предоставление землеустроительным организациям документов и материалов, необходимых для выполнения работ по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности)
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные и другие землеустроительные организации обязаны бесплатно предоставлять в установленном законодательством порядке землеустроительным организациям, которые заключили договоры на выполнение работ по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности), имеющиеся у них геодезические и картографические материалы и документы, необходимые для выполнения этих работ.
Статья 7. Разработка и утверждение проекта землеустройства по организации территории земельных долей (паев)
Проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев) разрабатывается государственными и другими землеустроительными организациями, получившими в установленном законом порядке лицензии на проведение землеустроительных работ, согласуется соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и утверждается на собрании большинством собственников земельных долей (паев) в пределах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, и оформляется соответствующим протоколом.
В проекте землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев) определяются место расположения земельных участков, их границы и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между собственниками земельных долей (паев), их целевое назначение, действия ограничений (обременений) в использовании земельных участков, в том числе земельных сервитутов.
При необходимости в проектах землеустройства по организации территории земельных долей (паев) осуществляется перерасчет размера в условных кадастровых гектарах и стоимости земельной доли (пая).
С площади земельных участков, подлежащих распределению, исключаются:
деградированные, малопродуктивные, а также техногенно загрязненные сельскохозяйственные угодья, подлежащие консервации;
заболоченные земли;
земли, на которых размещены разведанные месторождения полезных ископаемых общегосударственного значения, запасы которых утверждены в установленном законодательством порядке;
(Часть четвертая статьи 7 дополнен новым абзацем согласно закону N 1559-VI от 17.11.2009) иные земли, нецелесообразно использовать для сельскохозяйственных нужд.
Проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев) сохраняется в соответствующей сельской, поселковой, городской рады по месту жительства большинства владельцев земельных долей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов.
Статья 8. Особенности проведение государственной землеустроительной экспертизы документации по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности)
Документация по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) включает:
проект землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев);
техническую документацию по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок.
Государственной землеустроительной экспертизе подлежит выборочно до 20 процентов документации по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности).
Государственная землеустроительная экспертиза документации по землеустройству осуществляется до момента распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев) в срок, не превышающий 20 дней.
Статья 9. Распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев)
Распределение земельных участков в границах одного сельскохозяйственного предприятия между собственниками земельных долей (паев), которые подали заявления о выделении принадлежащих им земельных долей (паев) в натуре (на местности), производится соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией по месту расположения земельных участков на собрании собственников земельных долей (паев) согласно проекту землеустройства по организации территории земельных долей (паев).
Распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия проводится с согласия не менее двух третей собственников земельных долей (паев), а при их отсутствии - путем жеребьевки.
Результат распределения земельных участков между владельцами земельных долей (паев) в границах одного сельскохозяйственного предприятия оформляется соответствующим протоколом, который подписывается собственниками земельных долей (паев), принявших участие в их распределении. К протоколу о распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) добавляются проект землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев), список лиц, принявших участие в их распределении.
Протокол о распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и является основанием для принятия решения о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) и выдачи государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (паев).
Материалы по распределению земельных участков между владельцами земельных долей (паев) хранятся в соответствующей сельской, поселковой, городской рады по месту жительства большинства владельцев земельных долей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов.
Статья 10. Обеспечение гласности относительно выделения земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)
Для обеспечения гласности относительно выделения собственникам земельных долей (паев) земельных участков в натуре (на местности) сельский, поселковый, городской совет и районная государственная администрация в пределах своих полномочий обязаны:
обеспечить размещение в общедоступных местах населенных пунктов, в которых проживают собственники земельных долей (паев), объявление о проведении собрания собственников земельных долей (паев) по вопросу распределения земельных участков за две недели до их проведения. В объявлении должна содержаться информация о дате, место и время проведения собрания собственников земельных долей (паев) и их место работы, фамилию, номер служебного телефона должностного лица, у которого можно получить информацию о проведении распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев);
обнародовать список лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая) в натуре (на местности), путем размещения его в общедоступных местах за 10 дней до начала проведение распределения земельных участков.
Статья 11. Особенности установления границ земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)
Установление границ земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок.
Земельные участки, будут использоваться их владельцами, самостоятельно закрепляются межевыми знаками установленного образца каждая отдельно.
Земельные участки, их владельцы или другие лица будут использовать единым массивом, закрепляются межевыми знаками установленного образца только по окружной границы единого массива.
Статья 12. Оформление государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (Паев)
Оформление государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (паев) осуществляется землеустроительной организацией, выполнившей землеустроительные работы относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности).
Владельцу одного или более земельной доли (пая) в пределах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, выдается один государственный акт на право собственности на земельный участок.
Владельцам земельных долей (паев), которым земельные участки выделены в натуре (на местности) единым массивом, выдается государственный акт на право собственности на земельный участок, который удостоверяющий их право общей долевой собственности или общей совместной собственности.
Статья 13. Использование нераспределенных (невостребованных) земельных участков
Нераспределенные (невостребованные) земельные участки по решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению на срок до момента получения их владельцами государственных актов на право собственности на земельный участок, о чем указывается в договоре аренды земельного участка, а собственники земельных долей (паев) или их наследники, которые не приняли участие в распределении земельных участков, уведомляются о результатах проведенного распределения земельных участков в письменной форме, в случае если известно их местонахождение.
Статья 14. Обмен земельными участками
В случае если владелец земельного участка, которая находится внутри единого массива, совместно собственниками земельных участков или другими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, проявляет желание использовать надлежащую ему земельный участок самостоятельно, он может обменять ее на другой земельный участок на границе этого или другого массива.
Обмен земельными участками осуществляется с согласия их владельцев в соответствии с законом и удостоверяется нотариально.
Сельские, поселковые, городские советы и районные государственные администрации в пределах своих полномочий содействуют обмену земельными участками.
Статья 15. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
разработать и утвердить методику распределения земельных участков между собственниками земельных долей (Паев);
разработать рекомендации по обмену земельными участками, полученными владельцами земельных долей (паев) в натуре (на местности);
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
3. Часть первую статьи 4 Декрета Кабинета Министров Украина от 21 января 1993 N 7-93 "О государственной пошлине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., N 13, ст.113, N 26, ст. 281, N 49, ст. 459; 1994 г., N 28, ст. 241, N 29, ст. 257, N 33, ст. 300; 1995 г., N 14, ст. 90; 1996 р., N 9, ст. 43, N 41, ст. 192, N 52, ст. 306; 1997 р., N 6, ст. 46, N 9, ст. 70, N 18, ст. 131; 2000 р., N 19, ст. 143, N 29, ст. 232, N 46, ст. 398, N 50, ст. 436; 2001 р., N 24, ст. 124; 2002 р., N 32, ст. 223; 2003 г., N 10-11, ст. 87, N 14, ст. 100, N 26, ст. 194) дополнить пунктом 45 такого содержания:
"45) граждане, собственники земельных долей (паев), которым выделили в натуре (на местности) земельные участки, по удостоверение договоров мены земельных участков ".
другие земли, которые нецелесообразно использовать для сельскохозяйственных нужд.
Проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев) сохраняется в соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету по месту проживания большинства владельцев земельных долей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов.
Статья 8. Особенности проведения государственной землеустроительной экспертизы документации по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности)
Документация по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) включает:
проект землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев);
техническую документацию по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок.
Государственной землеустроительной экспертизе подлежит выборочно до 20 процентов документации по землеустройству относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности).
Государственная землеустроительная экспертиза документации по землеустройству осуществляется до момента распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев) в срок, не превышающий 20 дней.
Статья 9. Распределение земельных участков между владельцами земельных паев
Распределение земельных участков в границах одного сельскохозяйственного предприятия между собственниками земельных долей (паев), которые подали заявления о выделении принадлежащих им земельных долей (Паев) в натуре (на местности), производится соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией по месту расположения земельных участков на собрании собственников земельных долей (паев) согласно проекту землеустройства по организации территории земельных долей (паев).
Распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) в границах одного сельскохозяйственного предприятия проводится по согласия не менее двух третей собственников земельных долей (паев), а при их отсутствии - путем жеребьевки.
Результат распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия оформляется соответствующим протоколом, который подписывается собственниками земельных долей (паев), принявших участие в их распределении. К протоколу о распределении земельных участков между владельцами земельных долей (паев) добавляются проект землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев), список лиц, принявших участие в их распределении.
Протокол о распределении земельных участков между владельцами земельных долей (паев) утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и является основанием для принятия решения о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) и выдачи государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (паев).
Материалы по распределению земельных участков между собственниками земельных долей (паев) хранятся в соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету по месту проживания большинства владельцев земельных долей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов.
Статья 10. Обеспечение гласности относительно выделения земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)
Для обеспечения гласности относительно выделения собственникам земельных долей (паев) земельных участков в натуре (на местности) сельский, поселковый, городской совет и районная государственная администрация в пределах своих полномочий обязаны:
обеспечить размещение в общедоступных местах населенных пунктов, в которых проживают собственники земельных долей (паев), объявление о проведение собраний собственников земельных долей (паев) по вопросу распределения земельных участков за две недели до их проведения. В объявлении должна содержаться информация о дате, месте и времени проведения собрания собственников земельных долей (паев) и их место работы, фамилию, номер служебного телефона должностного лица, у которого можно получить информацию о проведении распределения земельных участков между собственниками земельных долей (Паев);
обнародовать список лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая) в натуре (на местности), путем размещения его в общедоступных местах за 10 дней до начала проведения распределения земельных участков.
Статья 11. Особенности установления границ земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)
Установление границ земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных паев осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок.
Земельные участки, которые будут использоваться их собственниками, самостоятельно закрепляются межевыми знаками установленного образца каждая отдельно.
Земельные участки, их владельцы или другие лица будут использовать единым массивом, закрепляются межевыми знаками установленного образца только по окружной границы единого массива.
Статья 12. Оформление государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (паев)
Оформление государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (паев) осуществляется землеустроительной организацией, выполнившей землеустроительные работы относительно выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности).
Владельцу одной или более земельной доли (пая) в пределах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, выдается один государственный акт на право собственности на земельный участок.
Владельцам земельных долей (паев), которым земельные участки выделены в натуре (на местности) единым массивом, выдается государственный акт на право собственности на земельный участок, удостоверяющий их право общей долевой собственности или общей совместной собственности.
Статья 13. Использование нераспределенных (невостребованных) земельных участков
Нераспределенные (невостребованные) земельные участки по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению на срок до момента получения их владельцами государственных актов на право собственности на земельный участок, о чем указывается в договоре аренды земельного участка, а собственники земельных долей (паев) или их наследники, которые не приняли участие в распределении земельных участков, сообщается о результатах проведенного распределения земельных участков в письменной форме, в случае если известно их местонахождение.
Статья 14. Обмен земельными участками
В случае если владелец земельного участка, который находится внутри единого массива, используется совместно собственниками земельных участков или другими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, проявляет желание использовать принадлежащую ему земельный участок самостоятельно, он может обменять ее на другую земельный участок на границе этого или другого массива.
Обмен земельными участками осуществляется с согласия их владельцев в соответствии с законом и удостоверяется нотариально.
Сельские, поселковые, городские советы и районные государственные администрации в пределах своих полномочий содействуют обмену земельными участками.
Статья 15. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинета Министров Украина в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
разработать и утвердить методику распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев);
разработать рекомендации по обмену земельными участками, полученными владельцами земельных долей (паев) в натуре (на местности);
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
3. Часть первую статьи 4 Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 N 7-93 "О государственной пошлине "(Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., N 13, ст.113, N 26, ст. 281, N 49, ст. 459; 1994 г., N 28, ст. 241, N 29, ст 257 , N 33, ст. 300; 1995 г., N 14, ст. 90; 1996 г., N 9, статьи 43, N 41, ст. 192, N 52, ст. 306; 1997 р., N 6, ст. 46, N 9, ст. 70, N 18, ст. 131; 2000 р., N 19, ст. 143, N 29, ст. 232, N 46, ст. 398, N 50, ст. 436; 2001 р., N 24, ст. 124; 2002 р., N 32, ст. 223; 2003 р., N 10-11, ст. 87, N 14, ст. 100, N 26, ст. 194) дополнить пунктом 45 такого содержания:
"45) граждане, собственники земельных долей (паев), которым выделили в натуре (на местности) земельные участки, за удостоверение договоров мены земельных участков" Президент Украины Л. КУЧМА
г. Киев, 5 июня 2003 N 899-IV